Algebra Biologiya Literatura Geometriya Geografiya Obj Fizika Ekonomika Istoriya Astronomiya Informatika
8 апреля 2014, Comments: Комментарии к записи «МЕЖСЕЛЕНКА» ВНЕ ЗАКОНА отключены

Приведение  краевого законодательства в соответствие с федеральным может дать толчок к развитию одних поселений, и лишить  будущего других.

Главный критерий – низкая плотность населения

1212313123В конце 2012 года депутаты краевой законодательной Думы приняли закон «О перечне муниципальных районов Хабаровского края, в состав которых входят межселенные территории, и перечне населенных пунктов, расположенных на межселенных территориях».

Суть его в следующем:  согласно  федеральному закону №131   в муниципальных образованиях  с нормальной и высокой плотностью населения  не может быть межселенной территории.  То есть все земли в таких районах  до последнего квадратного метра должны быть распределены между поселениями, а между ними установлены новые границы.

— Дело в том, что с 1 января 2013 года вступил в силу Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований (КТМО), — прокомментировала ситуацию председатель постоянного комитета по вопросам государственного устройства и местного самоуправления Законодательной Думы Хабаровского края Татьяна Мовчан. —  745_0Он предусматривает установление специальных кодов для межселенных территорий, по которым будут начисляться налоги.  Наличие фактической «межселенки» действующими краевыми законами не закреплено, кодировка фактически существующих межселенных территорий в классификаторе  не предусмотрена,  а значит, эти населенные пункты в него не будут включены. Поэтому платежи таких  налогоплательщиков зачисляются на код «Невыясненные поступления федерального бюджета».

Самое интересное, что принять этот нормативный акт  депутаты должны были еще до вступления в силу на территории края федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» №131, то есть до 2006 года. Но так как до формального вступления в силу  этого  закона  на всей территории страны оставалось целых три года, «думцы» надеялись, что успеют. Вроде бы наработали богатую практику в применении закона, а про «межселенку» забыли. Или не успели.

И  хотя  «межселенка» фактически существует во всех муниципальных образованиях края, спать спокойно могут  двенадцать  из них, в которых  плотность населения низкая. Там  разрешено устанавливать межселенную территорию  и определять расположенные на ней населенные пункты.

В пяти же районах, включая Хабаровский, этот критерий  признан нормальным или высоким.

Вопросы без ответов

Средняя общероссийская цифра, определяющая нормальную плотность населения — 2,2 человека на квадратный километр. Но не все так однозначно. Рассмотрим ситуацию на примере самого близкого к краевой столице, Хабаровского района, плотность населения которого  равна  2,7.

По закону «межселенка» на этой территории должна   исчезнуть.

Что из этого следует? Площадь левобережной  части Амура, отноящейся к Хабаровскому району, — 24 тысячи квадратных километров,  или четыре пятых от всей его площади. Общая площадь территории пяти поселений в их нынешних границах  – Куканского, Наумовского, Побединского, Улика-Национального и Новокуровки – сопоставима  с площадью одного Мичуринского. То есть равна  300-400 квадратных километров. Пусть даже тысяче, не важно.

Каким образом разделить между ними оставшиеся 23 тысячи квадратных километров – практически безжизненное пространство «во многие сотни ли» севернее и северо-восточнее?

1360337946_ehhorosho-v-derevne-4Есть и другие вопросы.   Например, как эти поселения на  местности, где нет нормальных дорог, связи, а реальная плотность населения – 0,2, будут осуществлять переданные им  полномочия по тушению пожаров, охране и содержанию водных объектов? Зачем им леса 1-й категории  или заказники, расположенные сейчас на «межселенке»?

Сейчас  данные функции  в зоне ответственности   районной администрации. С принятием закона за это и многое другое, включая и  вывоз мусора,  будут отвечать  сами поселения.  В то время, когда у них нет финансовой возможности даже нормально экипировать создаваемые народные и добровольные пожарные дружины.

 — Какую-то выгоду от принятия закона получат только поселения, расположенные рядом с краевой столицей,  где  за счет «межселенки» окажутся воинская часть, золоотвал или карьер, как в Ильинке, — уверен бывший председатель  районного  Собрания  депутатов Николай Горбачев. – Другие же просто  не заинтересованы «схватить» новые территории, так как   с них не будет  никаких доходов, а лишь огромные расходы и головная боль.

Кроме того,  с принятием закона возникнет  еще и юридическое противоречие. Ведь границы поселения должны соответствовать главному критерию: чтобы человек мог добраться из своего населенного пункта до центра и вернуться обратно за одни сутки. В отдаленных поселениях это просто невозможно. Что тогда делать? Создавать на территории села новое муниципальное образование?

По идее, отказ от межселенки актуален для европейской части страны, где выезжая из одного поселения, незаметно въезжаешь в другое. Про тамошнюю плотность населения и говорить не приходиться.  У нас же система расселения привязана к редким дорогам и не менее редким железнодорожным веткам.

И еще. По  закону территория поселения должна формироваться за счет исторически сложившейся территории, плюс  — за счет территории, необходимой для развития.  Как поселениям  пригодятся для развития пустые земли, если там даже нет дорог? Абсурд.

Вся работа псу под хвост

Но самая главная проблема в том, что в  Хабаровском районе, одном из немногих, кстати, почти завершено территориальное планирование. За два года на картографическое описание сельскохозяйственных поселений, создание генеральных планов и обеспечение правил землеустройства затрачено свыше 23 миллионов рублей. Мало того, проведены конкурсные торги на выполнение этих работ.  Теперь получается, что все созданные  схемы территориального планирования и  генеральные планы развития поселений  —  по боку.

— Закон принимался слишком поздно,  — возмущена начальник районного отдела архитектуры и землепользования Валерия Гришина.  —  Если бы нам сказали до 2006 года, что необходимо включать «межселенку», мы бы уже все сделали. А так вся работа псу под хвост. Концепция территориального планирования меняется полностью,  ведь появятся новые землепользователи, потребуется новое описание границ. Кроме того,  переделка теперь обойдется дороже. В среднем описание границ обходилось поселению  в один миллион рублей. А на недавних торгах по Корфовскому поселению никто не захотел делать эту работу за предложенные 900 тысяч.

Картографическое и словесное описание границ стоит серьезных денег, его  выполняют только специализированные предприятия на основании залетов авиации и с помощью спутников. Финансирование такого рода работ осуществляется на условиях софинансирования с краевым бюджетом. Но половина затрат лежат на бюджетах района и поселений.

К тому же не стоит забывать об оттоке населения  с Дальнего Востока.  Может случиться, что всего через несколько лет плотность населения станет меньше. И опять поселениям заново переделывать  генеральные планы? Менять придется границы всех муниципальных образований. И делать это придется за счет денег, которых нет. И выполнить исполнение закона, получается, не реально.

    shevcovai—  Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» допускает наличие межселенной территории, находящейся вне границ поселений, в случаях, если субъект или расположенный в нем муниципальный район относятся к территориям с низкой плотностью сельского населения, — комментирует ситуацию начальник главного управления территориального развития края Алексей Шевцов. — При этом плотность сельского населения должна быть более чем в три раза ниже средней плотности сельского населения в России. Хабаровский край отвечает данным критериям. Расчётная плотность населения Хабаровского края в 4,9 раза ниже среднероссийской, а плотность сельского населения — ниже в 7,3 раза. В связи с этим краевое правительство направило обращение в адрес председателя правительства РФ о необходимости внесения изменений в существующее распоряжение № 707-р, включив весь Хабаровский край в перечень субъектов Российской Федерации и отдельных районов субъектов Российской Федерации, относящихся к территориям с низкой плотностью населения. Это позволило бы на краевом уровне законодательно закрепить межселенные территории за пятью муниципальными районами.

Однако в ответ министерство регионального развития РФ почему то выразило мнение о нецелесообразности внесения таких изменений…

Может, нашим чиновникам попробовать еще один вариант действий? Необходимо официально выяснить, по какой методике осуществлялся подсчет плотности населения. Если эта методика отсутствует,   то есть шанс  действие закона отложить. А потом внести изменения в законодательство и признать весь Дальний Восток территорией с низкой плотностью населения. И оставить «межселенку» в покое.

В. Серебренников